Повышение эффективности
Управление качеством капитального строительства
В рамках реализации Постановления(30) в целях проверки соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям проектной документации, технических регламентов, градостроительного плана земельного участка, результатам инженерных изысканий, осуществляется строительный контроль. Охват строящихся объектов капитального строительства инвестиционной программы Общества независимым строительным контролем в 2017 году составил 25%.

Снижение удельных показателей стоимости строительства объектов, введенных в эксплуатацию в 2017 г.
Повышение энергоэффективности
Организация работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности ОАО «МРСК Урала» в 2017 г. выполнялась в соответствии с Федеральным законом(31), приказами Минэнерго России, положением по формированию Программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности дочерних и зависимых обществ ПАО «Россети»(32), а также в соответствии с Программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «МРСК Урала» на период 2015-2019 гг., утвержденной решением Совета директоров ОАО «МРСК Урала» от 09.12.2014(33). В целях обеспечения реализации Программы в исполнительном аппарате и филиалах ОАО «МРСК Урала» в соответствии с приказом(34) назначены ответственные руководители, отвечающие за контроль исполнения Программы, а также создана рабочая группа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности ОАО «МРСК Урала»(35).
Целевыми показателями в соответствии с Программой приняты:
- снижение потерь электрической энергии при передаче и распределении по электрическим сетям;
- потребление энергетических ресурсов на хозяйственные и производственные нужды;
- оснащенность энергосберегающими осветительными устройствами (с 2017 г.).
Плановые и фактические значения целевых показателей за 2017 г.*
** - целевой показатель добавлен только с 2017 года, указаны только фактические значения
Ключевые (значимые) целевые мероприятия 2017 г.: выявление безучетного потребления электрической энергии, комплекс мероприятий по модернизации систем отопления (включая перевод на газовое топливо), мероприятия по модернизации систем освещения (включая замену светильников на светодиодные), а также мероприятия по установке датчиков уровня топлива на автотранспорте. В совокупном выполнении целевых мероприятий Программы энергосбережения, Программы снижения потерь и иных сопутствующих мероприятий эффект по итогам 2017 г. составил 28 240,4 т у.т., а в денежном выражении составил 499,7 млн руб. В части популяризации деятельности в области энергосбережения ОАО «МРСК Урала» презентовала программно-аппаратный комплекс интеллектуального учета и управления потреблением электроэнергии «Школа умного потребителя» на международной выставке Иннопром-2017 (г. Екатеринбург), международном форуме по энергосбережению и развитию энергетики «Российская энергетическая неделя» (г. Москва). Кроме этого было проведено мероприятие среди школьников в рамках всероссийского фестиваля Минэнерго РФ «Вместе ярче». Более подробно мероприятия описаны в разделах «Инновации» и «Конгрессно-выставочная деятельность».
Операционная эффективность и сокращение расходов
Программа повышения операционной эффективности и сокращения расходов ОАО «МРСК Урала» на 2017-2021 гг. разработана в целях реализации Стратегии(1), Директивы Правительства РФ(36), предусматривающей ежегодное снижение операционных расходов не менее чем на 2-3%, а также Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Уральского региона (Свердловская и Челябинская области, Пермский край), с учетом положений Регламента повышения операционной эффективности и сокращения расходов ОАО «МРСК Урала»(37).
Основные направления Программы управления эффективностью, обеспечивающие снижение операционных расходов:
- Повышение эффективности процесса управления техническим обслуживанием и ремонтами оборудования, зданий и сооружений. Внедрение современных технологий и использование инноваций;
- Повышение эффективности управления оборотным капиталом (оптимизация просроченной дебиторской задолженности, запасов, текущих обязательств);
- Повышение эффективности управления основными средствами.
- Повышение эффективности системы управления закупочной деятельностью и цепочками поставок (снижение закупочных цен по всем видам закупок; минимизация применения импортного оборудования и материалов; оптимизация расходов на снабжение по блокам операционной и инвестиционной деятельности);
- Совершенствование организационно-функциональной структуры, определения оптимальной численности персонала, системы мотивации и оплаты труда персонала;
- Повышение энергетической эффективности (снижение уровня потерь электроэнергии; рациональное использование топлива для АТС);
- По направлению инвестиционной деятельности и ТП (снижение удельных инвестиционных затрат на 1 км, 1 МВА; снижение затрат на осуществление 1 ТП по льготной категории).
Снижение фактических удельных операционных расходов в соответствии с Директивой Правительства РФ(36) (ежегодно на 2-3% от уровня прошлого года) составило 539,1 млн рублей или 3,4%. Снижение подконтрольных расходов в рамках исполнения Программы достигнуто по следующим мероприятиям:
- рациональное использование топлива – экономия 7,2 млн руб. или 255 тыс. литров
- оптимизация затрат на оплату труда за счет совершенствования системы материального и нематериального стимулирования персонала, организации труда (соотношение между ростом зарплаты и фактическим ИПЦ) - экономия 67,1 млн руб.
По оптимизации запасов, сокращение запасов аварийного резерва за счет анализа и совершенствования установленных в Обществе нормативов на приобретение/расходование запасов составило 5% (при плане 1%) или 15,4 млн руб.
Мероприятия Программы затрагивают также и неподконтрольные расходы, в первую очередь – расходы на компенсацию потерь электроэнергии в сетях. Так, за счет мероприятий утвержденной Программы снижения потерь достигнутый эффект составил 176,5 млн кВтч или 376 млн руб. В части повышения эффективности деятельности по технологическому присоединению: за счет установления средней предельной величины затрат на осуществление одного технологического присоединения льготной категории потребителей средняя величина затрат по итогам 2017 г. на осуществление технологического присоединения льготных категорий заявителей составила 99 тыс. руб. за одно подключение, что на 53% ниже уровня 2014 г. и на 21% ниже уровня 2015 г. (по итогам 2014 г. средняя стоимость составляла 214 тыс. руб., по итогам 2015 г. – 126 тыс. руб.).